Глава ХII

Переход души шамана в мир предков

…Хоронили на нартах просто в тундре, оставляли. Если медведь разорял захоронение - это считалось хорошим признаком в дальнейшей судьбе покойника.
У нас общаться с мертвыми запрещено. Согласно древним верованиям, к брошенным нартам приближаться опасно, в них могут храниться особо почитаемые семейством святыни, общаться с которыми надо осторожно, по особому, иначе духи могут разгневаться. Нганасаны считают, что после смерти чистая половина человека уходит в мир мертвых, который находится под семью слоями подземного льда, а нечистая остается на могиле. Именно поэтому кладбища они обходят стороной. В нарты кладут всю необходимую утварь, а детей хоронят на деревьях - ближе к небу. Они верят, что мертвый может похитить душу живого, а вернуть ее способен только шаман…

Рассказ о похоронных традициях жителях племени Ня или Нганасаны - север Таймыра.

Уход шамана из мира живых — процесс довольно сложный, требующий специального ритуала с открытием печной трубы или проделыванием дыры в потолке юрты. Во время отхода души обычно начинается буря, ураган. В некоторых традициях шаман не может уйти в мир предков, не оставив после себя другого шамана. У северных народов бытует мнение, что шамана уносят служившие ему духи или Мать-Хищная-Птица.

В шаманской традиции очень распространена идея души как птицы. "После смерти душа шамана превращается в птицу", — говорят они. У некоторых племен шаманов хоронили, подвешивая высоко на деревьях в специально сооруженный для этого помост. Это символизировало то, что шаман после смерти уходил в небесный мир.

Пример погребальной церемонии

После смерти больного приглашенный родственниками шаман, пока тело еще лежало в юрте, совершал обряд ога салыр (зажечь огу): вне юрты в огонь бросали лучшие образцы приготовленной пищи, чтобы они сгорели дотла.

По представлениям тувинцев, каждый человек, кроме кижинин, кол сунезини — главной души — имел кижинин, бора сунезини - серую душу, которая оставалась в юрте после того, как в ней умер человек, потерявший главную душу. Родственники покойного приглашали шамана на 49-й день после похорон, чтобы он изгнал из юрты его серую душу. Обряд заключался в следующем. Кто-нибудь красным кнутовищем бил по юрте, совершая круг против солнцеворота. Шаман бил в свой бубен, обходя юрту в том же направлении. Так они делали один круг, идя параллельно. Дойдя до порога, шаман делал вид, будто ловит серую душу и прибивает ее к дощечке даспан. По приказанию шамана человек, участвующий в ритуале, выносил даспан с "серой душой" и оставлял его вдалеке от аала.

В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И.А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он "отправится на восток". Томпонские эвены, по материалам В.А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов, "чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет свое путешествие". Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.




Вернуться на главную

Вернуться к оглавлению

Читать дальше

Хостинг от uCoz