Глава II

Откуда взялись шаманы?

"С начала XX века этнологи привыкли к не слишком точному использованию таких понятий, как шаман, знахарь, маг или колдун для определения некоторых лиц, наделенных магическо-религиозными способностями и встречающихся в каждом "первобытном" обществе. В дальнейшем эта терминология распространилась и на исследования в области религиозной истории "цивилизованных" народов. Говорят, например, об индийском, иранском, германском, китайском и даже вавилонском шаманизме, подразумевая "примитивные" элементы соответствующих религий. Если словом "шаман" обозначать каждого мага, колдуна, знахаря или мистика, упоминающегося в истории религии и религиозной этнологии, то в итоге получаем чрезвычайно сложное и в то же время неточное понятие, польза которого крайне сомнительна, поскольку уже существуют термины "маг" и "колдун" для обозначения понятий столь же разнотипных, сколь и расплывчатых, — таких как магия или первобытная мистика.
Магию и магов мы встречаем почти во всем мире, тогда как шаманизм представляет собой особую магическую "специальность", которую мы выделяем особо: "укрощение огня", магический полет и т.д. По этой причине, хотя шаман является, помимо всего прочего, также и магом, не каждого мага можно определить как шамана. Это же относится и к шаманским исцелениям: каждый знахарь является целителем, но только шаман обладает своими особыми методами. Что касается шаманских техник экстаза, то они не исчерпывают всех разновидностей экстатических переживаний, зафиксированных в истории религии и религиозной этнологии. Поэтому нельзя каждого экстатика считать шаманом: шаман является специалистом по трансу, во время которого его душа, как принято считать, покидает тело, чтобы подняться на "Небо" или спуститься в "Ад".
Шаман является посредником между миром людей и "миром духов", защищающим интересы людей".

Мирча Элиаде, Чикагский университет, март 1967 г.

На самом деле, в книгах Кастанеды тоже описывается метод транса, хотя открытым текстом об этом он не говорит, но оно и понятно — ведь текст написан от лица самого Кастанеды, а Дон Хуан, конечно, не предупреждал, когда воздействовал на него методом транса. А о том, что он подвергался такому воздействию, в его книгах очень много упоминаний, таких как "Действия Дона Хуана повергли меня в ужас..." или "своими речами он довел меня до бешенства..." Методика транса подразумевает под собой еще и психический фактор, такой как культивирование в себе какого-то чувства до гипертрофированных размеров: гормоны, которые при этом выделяются, играют роль наркотика, что и позволяет впасть в транс.

Как полагает Г. Ниорадзе, способность общаться с духами, подчиняя их своей воле, наряду с особой психической организацией, — главные признаки шамана.

От себя хочу добавить, что, на мой взгляд, отличительной чертой шамана от мага или колдуна является его путешествие в другие миры. В практиках магов и колдунов сущности призываются в наш мир, и здесь с ними происходит контакт. Шаманы же предпочитают сами уходить в другие миры и посредством воздействия на те миры влиять на этот мир.

Шаманизм — это прежде всего сибирское и центрально-азиатское религиозное понятие. Слово пришло к нам от тунгусского "шаман". Его первоначальное значение можно перевести как "работать с теплом и огнем; нагревать или сжигать", а применительно к человеку, можно истолковать как "преобразователь энергии". В некоторых словарях слово шаман переводится как "мудрый человек" или "тот, кто знает", но это весьма неполные определения. Более точное значение — "тот, кто познал экстаз", так как именно экстатическое переживание отличает шамана от других людей. В других языках Центральной и Северной Азии соответствующими слову шаман терминами являются якутское ойун, монгольское боге (в диалектах — бо) и удаган (существуют также бурятское и якутское удаган как обозначение женщины-шаманки), тюркско-татарское кам (алтайское кам, гам, монгольское ками) и др.

Существует много легенд о происхождении первого шамана.

По бурятской версии, когда первый шаман Хара Гирген показал свою неограниченную мощь, Бог решил подвергнуть его испытанию. Он взял душу молодой девушки и закрыл ее в бутылке. Для надежности, чтобы она не ускользнула, Бог заткнул бутылку пальцем. Шаман вознесся на Небеса, сидя на своем бубне, заметил душу девушки и, чтобы освободить ее, превратился в желтого паука и укусил Бога в лицо. Бог вынул палец, и душа девушки вылетела из бутылки. Рассвирепевший Бог ограничил могущество Хара Гиргена, а после этого заметно ослабли магические силы и других шаманов.

Согласно якутской традиции, первый шаман обладал чрезвычайным могуществом и из гордыни отказался признать Верховного Бога якутов. Тело этого шамана состояло из массы змей. Бог выслал огонь, чтобы сжечь его, но из пламени вышла жаба. Именно от этого животного произошли демоны, давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок. У туруханских тунгусов другая легенда. Первый шаман сотворил себя сам, собственными силами и с помощью Дьявола. Он вылетел через дымовое отверстие в юрте и через некоторое время вернулся с лебедями.

Этот класс легенд о тщеславии первого шамана касается скорее происхождения черных шаманов, которые, как считается, имеют связи только с преисподней и дьяволом (в образе дьявола и преисподней просматривается христианская терминология).

Другой тип легенд касается божественного происхождения шаманов.

В начале существовали только Боги (тенгри) на Западе и Злые Духи на Востоке. Боги сотворили человека, который счастливо жил до того момента, когда злые духи распространили на земле болезнь и смерть. Боги решили дать людям шамана для борьбы с болезнями и смертью и послали Орла. Но люди не поняли его языка, впрочем, они не доверяли обычной птице. Орел вернулся к Богам и попросил, чтобы они дали ему дар речи или, еще лучше, послали бы людям бурятского шамана. Боги отправили его с приказом наделить шаманским даром первого человека, которого он встретит на земле. Вернувшись на землю, Орел увидел спящую под деревом женщину и переспал с ней. Через определенное время женщина родила сына, ставшего первым шаманом. Согласно другому варианту, женщина в результате своих сношений с Орлом увидела духов и сама стала шаманкой.

Именно поэтому в других легендах появление орла интерпретируется как признак шаманского призвания. Рассказывают, что когда-то одна бурятская девушка, увидев орла, хватающего овец, поняла знак и вынуждена была стать шаманкой. Ее посвящение длилось семь лет, а после смерти, став заяном (дух, идол), она по-прежнему охраняла детей от злых духов. Позже мы рассмотрим тему "животные — помощники шамана" подробней. По мнению енисейских остяков, телеутов, орочей и других сибирских народов, первый шаман рожден от Орла или, по крайней мере, научился у него своему искусству. Хочу добавить, что у якутов Орел также связан и с кузнецами, у которых то же происхождение, что и у шаманов.

В некоторых местах кузнецы как бы "заменяли" шаманов, им приписывались сила и власть, которыми обычно наделялись сами шаманы. А их кузницы служили местом для проведения различных религиозных обрядов.




Вернуться на главную

Вернуться к оглавлению

Читать дальше

Хостинг от uCoz