Символизм в буддизме.

Ваджра.

 

Ваджра (санскр.: vajra, тиб.: rdo rje) - молния , алмаз, символизирующий важнейшее положение буддизма, его вечность - палица грома, оружие Индры.

Символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике буддийского направления ваджраяны, где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. Ваджра - атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры. В

Ваджраяне Ваджра символизирует мужское начало, путь, искусные средства,

сострадание, активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня) плод, мудрость, пассивность, иногда их совмещают в один символ олицетворяющий гармонию между мужским и женским началом. На Тибете Ваджра известна под названием "дордже".

 

 

Одним из примеров может служить Ваджрадхара (держатель ваджры) в традиции многих школ, особенно Тибета, отождествляемый с ади-буддой. Его изображают одного или вместе с праджней (женское соответствие будд, бодхисатв, идамов (божество охранитель, идамов разделяют на мирных, гневных и полугневных. Наиболее известны гневные, они уничтожают тупость и негативные эмоции при помощи ритуального меча или ножа, рукоять которого сделана в виде части ваджры. Идамов также разделяют на мужских: гневные - херука, мирные - бхагават, и женских: гневные - дакини, мирные - бхагавати) и прочих мифологических персонажей. Праджни которых изображают в угрожающем виде, называют Дакини сидящем в традиционной позе будд, его руки скрещены на груди. В правой руке он держит ваджру, в левой - колокольчик. Считается, что сильные йоги могут получить от Ваджрадхары новые учения и методы. Утверждают, что махасиддха Тилопа получил от Ваджрадхары методы "великого символа", на основе которых позже возникла школа Каджупа в Тибете.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мандала.

 

Мандала (круг, диск, колесо, кольцо, орбита, пространство, жертва, совокупность и т.п.) Один из основных сакральных символов в буддизме. Ритуальный предмет, воплощающий символ, вид ритуального подношения. В

 

более позднем буддизме приобретает два направления значения: космологическое - вид круглого или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода; ритуальное - магическая диаграмма или изображение из зерна или других жертвенных даров. В Монголии мандала - круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвоприношениях. Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (север - зелёный, восток - белый, юг - жёлтый, запад - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображённым в центре. Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся во вне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, особенно ваджра в разных вариантах - одинарном, двойном, тройном и т.д.

Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала - ваджра.

Этот основной вариант мандалы существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются объектом, находящимся в центре мандалы или некоторыми местными вариантами символики. Мандалы, как правило, помещаются в разных местах, признаваемых сакральными: в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы бывают из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Во время магического обряда вызывания, призываемое божество опускается с небес в самый центр мандалы, обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех.

Мандала часто рассматривается, как место обитания божества или божеств.

 

Также в буддизме существуют специальные магические текста - дхарани, но их знание раскрывается только посвящённым. Как правило, в их основе лежит какая-нибудь сутра чаще всего написанная на санскрите.

 

Буддийские чётки.

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику). Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчета 32 достоинств или признаков Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, - обычно это бусина более крупного размера, чем остальные.

Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек;

 

 

 Вернуться на главную

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz