Курс лекций


Общие представления в концепции шаманов


"... Будда обычно говорил своим ученикам: "Не верь тому, что я говорю! Это мой опыт, но в тот момент, когда я говорю это тебе, это становится неверным, потому что для тебя это не опыт. Слушай меня, но не верь. Экспериментируй, ищи, изучай. Пока ты сам не узнаешь, твое знание бесполезно; оно опасно. Знание, которое заимствовано, это препятствие".

От автора




Глава I



Непоколебимое стремление рационального человека твердо придерживаться образа себя — это способ надежно застраховать свое дремучее невежество. Он, например, игнорирует тот факт, что шаманизм — это не заклинания, не магические формулы, не фокус-покус, но свобода восприятия не только повседневного мира, но и любого другого, доступного человеческому существу. Вот где глупость обычного человека наиболее опасна. Он дрожит при мысли о необходимости свободы. А ведь она рядом, она в кончиках его пальцев.
Дон Хуан


Кто такие дУхи?

Для видящих быть живым — значит сознавать. Для обычного человека сознавать — значит быть каким-то организмом. В этом вопросе видящие отличаются: для них сознание означает, что эманации, вызывающие его, заключены во вместилище. Органические живые существа имеют кокон, заключающий эманации. Но есть и другие существа, чьи вместилища для видящего не имеют формы кокона. И все же они имеют в себе эманации сознания и характеристики жизни, отличные от воспроизведения и обмена веществ. Такие как эмоциональная зависимость, печаль, радость, гнев и так далее и тому подобное. Да, я забыл лучшее из всего — любовь! Род любви, о котором человек не может даже и помыслить!

Дон Хуан

Одной из характерных черт для духов является отсутствие постоянной формы и размера. Вот как это описывает чукотский шаман:

"...Трудно понять, какие бывают духи, большие или маленькие. Посмотришь на духа — и он меньше мошки. Посмотришь опять — и он уже ростом с человека. И вот погляди — он уже сидит на утесе, и ноги его внизу на песке...
...Приглядишься к нему ближе — он кажется не больше пальца. Погляди на него издали, сквозь лёгкий туман — и он возвышается, как целая гора".

На этих примерах очень хорошо виден эффект отсутствия неизменного размера и формы у одного и того же объекта в мире духов. Однако этот эффект присутствует не только в мире духов, к примеру, такой же эффект присутствует во снах, галлюцинациях, фантазиях и иллюзиях. Для удобства все эти понятия мы объединим в одно и назовем внутренним пространством.

Обычное физическое пространство мы, люди, привыкли считать однородным и изотропным. Во внутреннем пространстве существует огромное количество неоднородностей и мест, где пространство теряет свои привычные качества, приобретая повышенную "эластичность". Изменяя свое восприятие мира, шаманы накладывают картину внутреннего пространства на окружающий нас мир, тем самым передавая ему свойства и характеристики внутреннего пространства. Окружающий их мир приобретает эластичность, которой в нем раньше не было. Это дает им возможность "находить/видеть" "дыры" в однородности нашего мира. Через эти дыры шаман попадает в другие миры или делает свои "фокусы" здесь. Наложение и нахождение таких неоднородностей в нашем обычном мире — это неограниченый источник энергии и творчества для шамана.


К примеру, войдя в состояние транса, шаман может начать воспринимать окружающую его атмосферу как нечто вязкое, напоминающее по плотности воду. Пользуясь новыми качествами окружающего его пространства, шаман может, как в воде, оттолкнуться от земли, которая теперь как "дно" глубокого водоема, и взлететь или накрыть себя, как бы "занырнув" в воду, тем самым стать невидимым.

Многие шаманские традиции говорят, что при переходе в другое пространство предмет или существо может подвергнуться инверсии. Так, левое может стать правым, наружное — внутренним, женское — мужским. Поэтому многие шаманские фетиши, связанные с путешествиями в другие миры, имеют устрашающие или неестественные формы в этом мире. Например, ритуальные лодки для путешествий в другой мир могут умещаться на ладони, оружие для борьбы с духами — тупым и непригодным для битвы в этом мире, а конь для поездок может обладать тремя или шестью ногами. Именно эта особенность, имеющая свое начало в шаманских традициях, и послужила причиной того, что во многих мифологиях один и тот же объект может обладать противоположными качествами или существовать в нескольких ипостасях, быть частью чего-то большого и одновременно вмещать его в себя. Ярким примером такого явления являются древние боги, как, например Геката — она триедина и в тоже время она одно божество.




Вернуться на главную

Вернуться к оглавлению

Читать дальше

Хостинг от uCoz