Глава XVI

Наркотик

Так же как шаман не является душевнобольным, его нельзя считать наркоманом. Между шаманом и наркоманом есть огромная разница. Шаман, принимающий наркотик, похож скорее на спортсмена, который принимает допинг для обострения своих сил. Наркоман же принимает наркотики бездумно, для удовольствия. К примеру, у мексиканских индейцев уичоллес необходимо пройти ряд испытаний, чтобы быть допущенным к главному таинству — охоте за силой Хикури (пейот).

"...Пейота обладает замечательной способностью помогать человеку получать мистический опыт в течение неопределенного периода времени, тогда как большинство других форм мистической дисциплины обычно являются делом минут. И действительно, я не имею представления о том, насколько долго я могу поддерживать такой диалог с пейотой, так как примерно через час он всегда прерывается какой-нибудь ритуальной деталью, которую мне необходимо совершить..."

Слоткин Дж.С.

Пожалуй, это качество и является причиной, по которой шаманы принимают наркотики. Их камлания чаще всего длятся больше часа, а быть в трансе столь долгое время крайне тяжело. Поэтому наркотика они принимают ровно столько, чтобы этого хватало для того, чтобы оставаться в состоянии транса нужное количество времени. Шаман начинает учиться приему наркотика только под руководством своего учителя, который знает, сколько его надо принять, чтобы достичь нужного эффекта, в противном случае, прием наркотика сделает из ученика не шамана, а наркомана.

Шаманы говорят, что каждый наркотик, как и все, что нас окружает, живой и имеет свой индивидуальный характер, и что прежде чем начинать принимать наркотик, с ним нужно "подружиться". Чаще всего наркотикам помимо силы приписывают такие качества, как хитрость, коварство и т.д.

Поэтому во многих традициях шаман обязан сам вырастить свое растение силы или наркотик, считается, что за время, пока растение растет, шаман заводит дружбу с существом этого растения, и если они подружатся, то растение вырастит и позволит шаману воспользоваться его силой как транспортом, который доставит его в состояние измененного сознания. Если их дружба не состоится, растение завянет. В этом случае шаман должен или отказаться от этого растения, или подождать. Под ожиданием обычно имеется в виду, что он должен изменить свой внутренний мир, чтобы его мир и мир растения не диссонировали друг с другом, и после этого повторить попытку. Принимаемое количество зависит от отдельного человека и торжественности ритуальной церемонии.

В разных традициях и у разных народов растения, используемые как допинг, сильно отличаются друг от друга, пожалуй, общим, что их объединяет, является наличие галлюциногенных свойств. С их помощью шаман стирает видимые контуры физического мира. Самые часто встречающиеся растения: дурман, беладонна, скополия, багульник, конопля. На севере используют некоторые виды мхов. Чаще всего растения смешивают между собой и принимают в виде настоев, мазей или сигарет.

На Сахалине используют как допинг настой багульника и еловой хвои, при этом листья багульника курят.

После книг Кастанеды особую популярность приобрел такой наркотик как Мескалин, который содержится в кактусе пейот, и псилобитные грибы. Галлюциногенные свойства некоторых грибов были известны жрецам майя и древней Мексики, которые использовали их при религиозных церемониях. Эти грибы употребляются в Центральной Америке очень давно. Индейцы считают их божественными грибами. Найдены даже каменные изображения грибов, почитавшихся индейцами как божества.

Psilocybe означает по-гречески "лысая голова", semilanceata состоит из двух латинских корней semi- (полу-) и lancea (копье). Первые упоминания о волшебных грибах встречаются в хрониках испанских монахов, переселившихся в 16 веке в Мексику. Они пишут, что среди местных аборигенов было распространено употребление некоего гриба, вызывающего видения. На языке индейцев науа он называется "теонанакатль", что означает "плоть бога". Индейские шаманы, употребляя этот гриб, входят в измененное состояние сознания, находясь в котором, они общаются с духами, предсказывают будущее, исцеляют людей, одним словом, занимаются всем тем, что положено делать шаману.


На юге Мексики и в Гватемале встречаются так называемые грибные камни. Они представляют собой изображение гриба, у которого на ножке высечено лицо человека или фигурка животного.

Интересен тот факт, что по индейским верованиям, для того чтобы исцелить человека от болезни, шаман может давать галлюциногенное снадобье больному, может употреблять его сам, или же оба, и шаман и больной употребляют снадобье. Другими словами, понятие лекарства в индейском мировоззрении отличается от европейского, его может принимать как сам больной, так и врач. Это касается всех упомянутых растений.

Во время ритуала мескалит принимается в одной из следующих форм: мякоть всего растения кроме корней (зеленый пейота), высушенная верхушка растения (пейотная пуговица) или водный раствор пейотной пуговицы (пейотный чай).

Пейот сыграл большую историческую роль — найденный в нем мескалин стал первым известным человечеству психоделиком, который удалось выделить в чистом виде, а затем и синтезировать.

Вот что пишет о пейоте антрополог Слоткин Дж. С. (Слоткин Дж.С. (1913-1958) — антрополог, который работал, в основном, среди Висконсина. Он стал членом и служащим Туземной Американской Церкви, главного органа пейотистов. Центр приверженцев пейотизма — Великие Равнины. Этот культ широко распространен от юго-западных штатов Аризона и Невада до Великих Озёр на востоке и бассейна реки Маккензи на севере.) в своей статье "Путь Пейота":

"...Пейота (Lophophora williamsii) — мягкотелый кактус, который произрастает в северной половине Мексики, а также местами к северу от границы Техаса. Он используется как таинство в религиозных ритуалах, проводимых индейцами США и Канады, принадлежащими к Туземной Американской Церкви (ТАЦ). Религия Пейоты, или Путь Пейоты, как она называется членами ТАЦ, — наиболее распространенная современная религия индейцев и она постоянно распространяется на все новые племена...

...Ритуал пейоты — ночная церемония, продолжающаяся приблизительно от заката до восхода солнца, проводимая, обычно в типи равнинного типа. По существу, ритуал имеет четыре главных элемента: молитва, пение, съедение таинства-пейоты и созерцание. Ритуал хорошо определен, разделен на четыре периода: от захода до полуночи, от полуночи до трех часов, с трех часов до рассвета и с рассвета до утра. Лидер ритуала поет четыре определенные песни, аналогичные установленным песням католической церкви, что характерно почти для всех периодов.

Ритуал в типи открывается Начальной Песней; период полуночи отмечен полночной Водяной Песней; особой песни для трех часов нет, на рассвете поется Песня Утренней Воды, и ритуал заканчивается Завершающей Песней. В полночь снова пьется священная вода и съедается причастие.

Обычно ритуалом руководят пять человек. Четверо — мужчины: лидер, часто называемый проводником, так как он ведет группу по Дороге Пейоты (то есть по Пути Жизни Пейоты) к спасению; барабанный вождь, который аккомпанирует лидеру, когда он поет; кедровый вождь, который отвечает за кедровое воскурение; и человек огня, который поддерживает ритуальный огонь и действует как подручный. Близкая родственница лидера, обычно его жена, вносит утреннюю воду и молится над ней.

По ходу солнца ритуал начинается с лидера, каждый мужчина-участник поет по четыре песни, ему аккомпанирует на водяном барабане человек, находящийся справа от него. Пение продолжается со времени Начальной Песни до Песни Утренней Воды, количество раундов пения зависит от количества присутствующих. В большинстве случаев этих раундов четыре, так что каждый человек поет всего 16 песен...

...Пейоту применяют в качестве божественного целителя и амулета. При болезнях пейоту используют различными способами. При неопасных заболеваниях пейоту употребляют как лечебное домашнее средство. Так, когда человек простужен, он пьет горячий пейотный чай и ложится в постель. При более серьезных заболеваниях пейота принимается во время пейотного ритуала. Поскольку болезнь возникает не только из-за потери значительной части силы, но и в результате присутствия чужеродного объекта, находящегося в теле, серьезно больной человек, принимающий пейоту, обычно срыгивает, исторгая этот чужеродный объект, который является причиной проникшего в тело заболевания. Затем пейота принимается повторно - для получения того количества силы, которое необходимо для здоровья. В случаях очень тяжелой болезни ритуал проводится с целью лечения пациента, часто этот ритуал называется лекарской встречей. Кроме того, что больной принимает пейоту, как в менее тяжелых случаях, остальные молятся Богу, чтобы дать пациенту дополнительный источник силы, чтобы он (она) могли выздороветь...

...Пейотную пуговицу могут хранить дома или при себе, чтобы защититься от опасности. Последнее особенно распространено среди тех, кто служит в армии. Сила, находящаяся в пейоте, изгоняет зло из всего, что находится в сфере его влияния. В случаях большой опасности, как например, когда молодой человек собирается отправиться на службу в армию, проводится встреча пейотистов, на которой все присутствующие просят Бога дать человеку дополнительную силу, чтобы он смог избежать беды...

...Пейотистский принцип таков: "Единственный способ учиться у пейоты — принимать его самого". Узнать сказанное другими интересно, но реально лишь испытанное непосредственно — то, что человек узнает от пейоты сам...

...Усиление чувствительности к другим выражается в том, что может быть названо умственной телепатией. Человек или знает, что думают другие, или чувствует, как на него влияют мысли других. С этим связан, в частности, такой феномен как способность говорить на разных языках. Это происходит из-за того, что люди различных племен вместе участвуют в одном ритуале, и каждый использует свой собственный язык. Пейота учит пониманию ранее незнакомого языка...

...Второй основной путь, которому учит пейота — откровение, называемое видением. Видение получается из того, что человек ест пейоту при должных ритуальных условиях и получает силу, необходимую для связи с миром духов. Видение обеспечивает прямое знание (визуальное, слуховое или комбинацию обоих) о боге или каком-нибудь промежуточном духе, таком как Иисус, Дух Пейоты (персонификация пейоты) или Водяная Птица...

...Третий путь учения пейоты — мистические знания..."

Очень хорошо пейотные практики описаны у Кастанеды. Одной из самых ценных вещей, пожалуй, является то, что Кастанеда описывает свои личные переживания.

В завершение этой части хочу сказать, что для понимания личности шамана как исторического и психологического явления важно отметить, что шаманы, как правило, натуры художественно одаренные и обладают творческим подходом как к камланию, так и к самому шаманству в целом.




Вернуться на главную

Вернуться к оглавлению

Читать дальше

Хостинг от uCoz