Глава ХI

Духи

Существует не менее любопытное обучение — свадьба с так называемым небесным супругом. Вот как об этом рассказывает гольдский шаман.

...Однажды я спал на моем ложе страданий, когда ко мне приблизился дух. Это была очень красивая женщина, совсем маленькая, ростом не выше пол-аршина (аршин = 71 см). Ее лицо и наряд напомнили мне в точности одну из наших гольдских женщин. Волосы спадали на ее плечи маленькими черными косичками. (Некоторые шаманы рассказывают, что им в видениях являлась женщина, у которой лицо было наполовину черное, наполовину красное.) Она сказала мне: "Я айями твоих предков-шаманов. Я обучила их шаманскому искусству. Теперь я обучу тебя. Старшие шаманы умерли один за другим, и уже не осталось никого, кто лечил бы больных. Ты станешь шаманом". Затем она добавила: "Люблю тебя. Ты будешь моим мужем, так как у меня сейчас нет мужа, а я буду твоей женой. Я дам тебе духов, которые будут помогать тебе в искусстве исцеления; я обучу тебя этому искусству и сама буду с тобой. Люди будут приносить нам еду". Испугавшись, я хотел ей воспротивиться. "Если ты не хочешь быть послушным, — сказала она, — то тем хуже для тебя. Я тебя убью".

С тех пор она не переставала приходить ко мне: я сплю с ней как с собственной женой, но детей у нас нет. Она живет совершенно одна, без родственников, в доме на горе. Но она часто меняет жилье. Иногда она появляется в облике старухи или волчицы, поэтому на нее невозможно смотреть без страха. В другой раз, принимая форму крылатого тигра, она уносит меня смотреть разные страны. Я видел горы, в которых живут только старики и старухи, а также деревни, где живут только молодые мужчины и женщины. Они похожи на гольдов и разговаривают на нашем языке; иногда они превращаются в тигров. В последнее время моя айями приходит ко мне реже, чем до этого. В те времена, когда она меня учила, она приходила ко мне каждую ночь. Она дала мне трех помощников: это ярга (пантера), доонто (медведь) и амба (тигр), — которые посещают меня в снах и появляются тут же, как только я их призываю, во время шаманства. Если один из них отказывается явиться, айями принуждает его к этому. Но говорят, что есть такие, которые противятся даже ее приказам. Когда я шаманю, айями и духи-помощники овладевают мною — проникают в меня как дым или влага. Когда айями во мне, то именно она говорит моими устами и руководит всем. Подобным образом, когда я ем сукду (жертва) или пью свиную кровь (только шаман имеет право ее пить, остальные не должны ее касаться), то не я ее пью, а моя айями..."

Сами небесные супруги не посвящают шамана, они лишь помогают ему в обучении, а иногда и мешают шаману. Постоянно охраняя его, они стараются задержать его исключительно для себя на Седьмом Небе и препятствуют продолжению его восхождения в Небеса. Они также искушают его небесными яствами, что может вызвать разрыв шамана с его земной семьёй и человеческим обществом.

Призвание будущего шамана может быть предрешено — в снах или во время болезни, при случайной встрече с полубожественным существом, душой предка, животным или в результате необычного события (поражения молнией, несчастного случая и т. п.). Обычно эта встреча закладывает начало "тесной дружбы" между будущим шаманом и духом, который принял решение его учить.

Но на этом число духов, общающихся с шаманом, не ограничивается. Каждый дух, приобретенный шаманом, является как бы его новыми мистическим органом. Духи подразделяются на духов-помощников и духов-покровителей. Помимо них, шаман имеет сношения с божественными и полубожественными существами и душами умерших. Шаман может быть назначен душой родственника или душой умершего шамана, который подготавливает кандидата к последующим откровениям и сводит его с духами, а уже они передают ему шаманские знания и техники. Заметим, что большинство духов-помощников имеют облик животных, например, медведей, волков, оленей, зайцев, всякого рода птиц, гусей, орлов, сов, ворон. Помимо этого они могут принимать облик больших червяков, призраков, духов деревьев, земли, домашнего очага и т.п.

Вот как описывает получение первых духов-помощников шаман Ауа.

Мой первый дух-помощник был моим тезкой, маленьким ауа. Когда он прибыл ко мне, это было так, как будто вдруг улетела крыша дома, и я почувствовал такую силу видения, что видел через стены, землю и далеко в небе. Это как раз мой маленький ауа принес мне внутренний свет, летая надо мной, когда я пел. Затем я поместил его в углу дома, невидимого для других, но всегда готового послужить мне... Второй дух, акула, появился однажды, когда я был в море на своей лодке: плавая, акула приблизилась ко мне и назвала меня по имени.

К сожалению, христианство так "поработало" над Европой, что там шаманская болезнь стала частью одержимости дьяволом и попала в категорию греховных дел.
Вот как один церковный служащий описывал шаманскую болезнь:

Кроме простых людей, имеющих случайные контакты с колдовскими силами, и собственно колдунов, которые различаются по степени приобщенности к миру дьявола, существует еще группа людей, как бы перешедших из человеческой ипостаси в мир потусторонний. Это проклятые, чаще всего, такими проклятиями, как "Черт тебя возьми!", "Леший тебя понеси!", "А чтоб ты сгинул к тому Водяному!" и т. п. Если они были произнесены в недобрый час, человек становится добычей того, к кому его отсылали. Иногда проклятым удается сбежать от забравших их Лешего, Водяного, Домового или Черта. Тогда они должны просить встречных людей дать им крест или хотя бы осенить их крестным знамением, дав как бы новое крещение. Но при этом ни в коем случае нельзя отдавать свой нательный крест, иначе нечистый уведет с собой нового работника взамен сбежавшего, поскольку этот человек останется без креста незащищенным.

Пришедшие из ирреального бытия, в христианском мире обычно долго не живут: среди людей они начинают тосковать и умирают. О своей жизни у нечистых они, как правило, рассказывают довольно подробно, рисуя мир, подобный нашему, но невидимый для простого человека. Видеть его могут только те, кто обладает специальными знаниями и божьей силой. Такие видящие могут сообщить о том, где находятся исчезнувшие люди.

Несмотря на такое отношение официальной церкви к шаманской болезни, можно почерпнуть для себя полезную информацию, как то, что в Европе тоже знали о шаманской болезни и скорее всего шаманы (я имею в виду людей, занимающихся магией, похожей на шаманские практики) в Европе были, только они старались, чтобы о них никто не знал.




Вернуться на главную

Вернуться к оглавлению

Читать дальше

Хостинг от uCoz